Наука о безопасности Интервью с ректором Сибирской Академии Систем Безопасности, Мамаевым Александром Анатольевичем.
- Добрый день, Александр Анатольевич. Спасибо за такую
возможность, познакомить гостей портала с деятельностью столь крупного
учебного заведения России, как Сибирская Академия Систем Безопасности. Расскажите об истории возникновения Академии. - Сибирская Академия Систем Безопасности была создана в 2010 году,
прошла процедуру лицензирования образовательной деятельности и с 2011
года является крупнейшим профильным учебным заведением. В текущем году
обучение в Академии прошли более 100 человек из различных регионов
России. В настоящее время структура Академии, помимо непосредственно
учебного отдела, включает в себя несколько научно-образовательных
центров с крупными ВУЗами и предприятиями-производителями охранной
техники. Учебный класс Академии укомплектован действующими учебными
стендами по наиболее востребованным охранным системам и всем необходимым
оборудованием для организации учебного процесса. -Для кого, прежде всего, будет полезно обучение в Академии Систем Безопасности? - Обучение в Академии будет интересно всем и каждому – например, у
нас есть курс «Системы безопасности для дома и офиса» в ходе которого
самому широкому кругу пользователей рассказывается, как защитить дом не
только от преступников, но и от протечек воды, утечки газа, пожара.
Однако основные курсы ориентированы на специалистов в области
технических средств безопасности и тех, кто хочет стать такими
специалистами: - сотрудников и работников силовых структур;
- руководителей и технических специалистов частных охранных предприятий;
- руководителей и технических специалистов монтажных предприятий;
- специалистов предприятий и учреждений, осуществляющих монтаж и
эксплуатацию технических средств охраны и обеспечения безопасности;
- специалистов организаций, занятых в сфере реализации технических
средств охраны, систем видеонаблюдения, контроля доступа и иных
технических средств.
- А могут ли пройти обучение, люди, не имеющие специальной подготовки в области безопасности и охраны? Расскажите о требованиях, предъявляемых к абитуриентам? - Слушатели Академии могут и не иметь специальной подготовки – в этом
случае мы более плотно работаем индивидуально с каждым. Это, например,
бывает, когда монтажная фирма только начинает работать и ей требуется
лицензия. Требования к абитуриентам минимальны. В соответствии с
лицензией на образовательную деятельность, например для получения
диплома по специальности «Организация технической службы охранного
предприятия» минимальный уровень начального образования – среднее
профессиональное, по остальным курсам – начальное профессиональное, то
есть в первом случае это техникум или колледж, а во всех остальных –
достаточно училища. - Насколько популярно такого рода образование на территории России? - Рынок охранных услуг в России необъятен, не подвержен кризисам и
будет только расширяться. «Как в России? – Воруют…» Эта фраза стала, к
сожалению, крылатой…. Мы обучаем все категории технических специалистов
- электромонтеров, инженеров, руководителей технических служб охранных
предприятий. А в связи с тем, что техническая составляющая охранного
бизнеса становится все более весомой (четверть века назад основную
часть охранных услуг оказывали сторожа с ружьем) и сложной (сравните
современный смартфон с сотовым телефоном 10-летней давности),
популярность знаний в области новых технических средств охраны будет
только возрастать. -Хотелось бы подробнее узнать о преподавательском составе в Вашей Академии?
- Преподавательский состав Академии сформирован, в
том числе, и на основе специалистов-практиков, работающих на рынке
охранно-монтажных услуг. Специалисты, которые ежедневно решают
практические задачи по монтажу систем безопасности и охране объектов
дают слушателям знания, которые незаменимы в текущей деятельности.
Техника меняется очень быстро, и нюансов при ее внедрении и эксплуатации
очень много, поэтому ежедневная практическая работа с охранными
системами и нормативной базой является одним из критериев отбора
преподавательского состава. Не менее важно также умение преподавателя
работать с аудиторией – педагогические навыки. И здесь нам очень
помогло расформирование Новосибирского филиала научно-исследовательского
центра «Охрана» МВД России, павшего жертвой оптимизации МВД. Филиал был
частью крупнейшего профильного научного центра с 50-летней историей и
занимался аналогичной образовательной деятельностью с 2002 года - теперь
основная часть учебного отдела Филиала работает в Академии. - Какова структура подготовки специалистов в институте (Академии)? По каким учебным программам осуществляется обучение? - Структура подготовки специалистов предусматривает и
лекционные часы, и практические занятия и самостоятельную работу. По
окончанию курсов проводится итоговая аттестация, на основании которой
выписывается документ об образовании. На сегодня доступно 4 основных
учебных курса. Однако, помимо основных курсов обучения, где
рассматривается различная охранная техника и вопросы
нормативно-правового характера, на базе Академии регулярно проводятся
семинары по изучению конкретных систем охраны, выпускаемых Российскими и
зарубежными предприятиями.
- Представьте, пожалуйста, основные специальности, по которым проводится обучение в Академии Систем Безопасности? - Самый продолжительный курс обучения – «Организация технической
службы охранного предприятия». Это полный курс подготовки
дипломированных специалистов в области технических средств охраны. В
ходе обучения изучаются следующие дисциплины: охранно-пожарная
сигнализация, системы централизованной охраны, охранного телевидения,
контроля и управления доступом; интегрированные системы и системы
мониторинга подвижных объектов; антикражные системы и системы
обеспечения личной безопасности; основы проектирования и монтажа
технических средств охраны. Продолжительность обучения: от 3 до 6
месяцев, по окончанию обучения выдается диплом о профессиональной
переподготовке установленного образца. В ходе обучения по курсу «Проектирование, монтаж и
обслуживание охранно-пожарной сигнализации, систем дымоудаления и
молниезащиты» рассматриваются вопросы проведения электромонтажных
работ, нормативно-техническая база проектирования, монтажа и
эксплуатации технических средств охраны и охранно-пожарной
сигнализации, изучается техническая эксплуатация средств охраны,
пожарной, охранно-пожарной сигнализации, систем дымоудаления,
молниезащиты, оповещения и эвакуации при пожаре. Продолжительность
обучения: 130 часов, по окончанию выдается свидетельство о повышении
квалификации. Курс «Интегрированные системы безопасности и охранного
телевидения» подразумевает изучение систем видеонаблюдения, построение
систем контроля и управления доступом, интегрирование систем управления
доступом в общую систему обеспечения безопасности объекта, антикражные
системы радиочастотной идентификации. Продолжительность обучения: 102
часа, по окончанию выдается свидетельство о повышении квалификации.
Курс «Интегрированные системы безопасности и охранного телевидения»
подразумевает изучение систем видеонаблюдения, построение систем
контроля и управления доступом, интегрирование систем управления
доступом в общую систему обеспечения безопасности объекта, антикражные
системы радиочастотной идентификации. Продолжительность обучения: 102 часа, по окончанию выдается свидетельство о повышении квалификации. По всем курсам предусмотрены очная, очно-заочная, и заочная (дистанционная) формы обучения. Рассматриваемые в ходе курса «Системы централизованного
наблюдения и мониторинга подвижных объектов» вопросы касаются охранных
систем передачи извещений, эксплуатации оборудования пультов
централизованного наблюдения, организации радиосвязи между центрами
мониторинга объектов и подразделениями реагирования, систем спутниковой
навигации, систем позиционирования, организации мониторинга и охраны
автотранспорта. Продолжительность обучения: 102 часа, по окончанию
выдается свидетельство о повышении квалификации. - Какие виды практик проходят студенты в процессе обучения? - В ходе обучения в Академии предусмотрены
практические занятия на действующем оборудовании, которые позволяют
слушателям под наблюдением опытных преподавателей осуществлять
самостоятельную настройку и программирование систем охраны. С учетом
того, что продолжительность очного обучения по большинству курсов
составляет около двух недель, более широкой практики, к сожалению, не
предусмотрено. Однако, в дальнейшем мы оказываем содействие нашим
слушателям и консультируем их, если у них возникают какие либо вопросы
уже в процессе основной работы. - Какой документ будет выдан после прохождения обучения в СибАСБ? - По окончанию обучения в Академии, в зависимости от курса выдается
либо «Диплом о профессиональной переподготовке», либо «Свидетельство о
повышении квалификации». Оба этих документа являются документами об
образовании, что очень важно, так как, например, при лицензировании
организации, различного рода свидетельства и сертификаты, выданные
общественными организациями, не имеющими права вести образовательную
деятельность, недействительны (поэтому лучше перед обучением проверить
приложение к лицензии образовательного учреждения – там указывается
перечень образовательных программ). Соответственно, человек, имеющий на
руках именно документ об образовании, при трудоустройстве будет иметь
неоспоримое преимущество. - Обучение в Академии ведется на очной, очно-заочной и
заочной (дистанционной) формах. Насколько, на Ваш взгляд, эффективно
дистанционное обучение? - Да, проблема качества обучения дистанционным
методом существует. Ничто не заменит личного общения с преподавателями и
обмен опытом с коллегами по роду деятельности. А что делать тем, кто
проживает в других городах, отдаленных поселках, либо просто загружен
работой настолько, что нет времени пройти очное обучение? Для этой
категории слушателей в Академии функционирует сайт дистанционного
обучения, и в режиме реального времени организован контроль качества
учебного процесса. Происходит это следующим образом – слушателю
предлагается небольшой раздел материала для изучения, после чего он
проходит электронное тестирование на знание изученного. Если результат
теста отрицательный – подключаются наши консультанты и подробно
объясняют материал, вызвавший затруднение. После этого тест сдается
повторно, и так до тех пор, пока не будет достигнут положительный
результат. Только после этого программа сервера позволяет перейти к
изучению следующего раздела учебного материала. Итоговая аттестация при
этом подразумевает успешную сдачу всех контрольных тестов - таким
образом налажен автоматизированный и объективный контроль качества
обучения. Да и наши консультанты могут точно определить, какой конкретно
материал требует более подробного разъяснения именно этому слушателю.
Отлаженная таким образом система делает процесс дистанционного обучения
достаточно эффективным. - На сайте академии представлена информация о
Вашем тесном сотрудничестве с производителями систем безопасности и
силовыми структурами, какие дополнительные возможности это даёт для
студентов? - Это позволяет давать слушателям Академии самую свежую информацию о
новинках охранной техники, и что гораздо более важно – в учебном
процессе принимают личное участие представители предприятий, которые
досконально знают все особенности новой техники. На базе Академии
функционируют также совместные с предприятиями центры подготовки
специалистов по конкретным охранным системам – например по продукции
«Аргус-Спектр», «Сибирский Арсенал», «ВЕРСЕТ» и ряда других
производителей. В ходе обучения предусмотрены выездные мероприятия, на
которых слушатели знакомятся с практической работой крупных предприятий и
получают дополнительные знания по системам охраны из первых рук. - Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах развития Академии. - Планы огромные, но основные направлениями развития
связаны с общим техническим прогрессом и внедрением новых обучающих
технологий. Будем создавать новые образовательные центры с ВУЗами и
предприятиями, сотрудничать со всеми, кому необходимо качественное
методическое и техническое сопровождение продукции в регионах Урала,
Сибири и Дальнего Востока. Будем вводить новые учебные программы, курсы и
семинары, совершенствовать и корректировать с учетом развития техники
старые. В рамках научно-исследовательской работы будем проводить
разработки интерактивных обучающих стендов, пособий и учебных программ –
на наш взгляд, за этим будущее… - Благодарим за беседу и полезную информацию для гостей нашего портала, до свидания. - Всего доброго, спасибо Вам за интерес к Академии, мы всегда открыты для сотрудничества.
Оригинальный текст интервью размещен на http://secandsafe.ru/intervyu/nauka_o_biezopasnosti
|