Интервью с ректором Сибирской Академии Систем Безопасности, Мамаевым Александром Анатольевичем.
- Добрый день, Александр Анатольевич. Спасибо за такую возможность, познакомить гостей портала с деятельностью столь крупного учебного заведения России, как Сибирская Академия Систем Безопасности. Расскажите об истории возникновения Академии.
- Сибирская Академия Систем Безопасности была создана в 2010 году, прошла процедуру лицензирования образовательной деятельности и с 2011 года является крупнейшим профильным учебным заведением. В текущем году обучение в Академии прошли более 100 человек из различных регионов России. В настоящее время структура Академии, помимо непосредственно учебного отдела, включает в себя несколько научно-образовательных центров с крупными ВУЗами и предприятиями-производителями охранной техники. Учебный класс Академии укомплектован действующими учебными стендами по наиболее востребованным охранным системам и всем необходимым оборудованием для организации учебного процесса.
-Для кого, прежде всего, будет полезно обучение в Академии Систем Безопасности?
- Обучение в Академии будет интересно всем и каждому – например, у нас есть курс «Системы безопасности для дома и офиса» в ходе которого самому широкому кругу пользователей рассказывается, как защитить дом не только от преступников, но и от протечек воды, утечки газа, пожара. Однако основные курсы ориентированы на специалистов в области технических средств безопасности и тех, кто хочет стать такими специалистами:
- сотрудников и работников силовых структур;
- руководителей и технических специалистов частных охранных предприятий;
- руководителей и технических специалистов монтажных предприятий;
- специалистов предприятий и учреждений, осуществляющих монтаж и эксплуатацию технических средств охраны и обеспечения безопасности;
- специалистов организаций, занятых в сфере реализации технических средств охраны, систем видеонаблюдения, контроля доступа и иных технических средств.
- А могут ли пройти обучение, люди, не имеющие специальной подготовки в области безопасности и охраны? Расскажите о требованиях, предъявляемых к абитуриентам?
- Слушатели Академии могут и не иметь специальной подготовки – в этом случае мы более плотно работаем индивидуально с каждым. Это, например, бывает, когда монтажная фирма только начинает работать и ей требуется лицензия. Требования к абитуриентам минимальны. В соответствии с лицензией на образовательную деятельность, например для получения диплома по специальности «Организация технической службы охранного предприятия» минимальный уровень начального образования – среднее профессиональное, по остальным курсам – начальное профессиональное, то есть в первом случае это техникум или колледж, а во всех остальных – достаточно училища.
- Насколько популярно такого рода образование на территории России?
- Рынок охранных услуг в России необъятен, не подвержен кризисам и будет только расширяться. «Как в России? – Воруют…» Эта фраза стала, к сожалению, крылатой…. Мы обучаем все категории технических специалистов - электромонтеров, инженеров, руководителей технических служб охранных предприятий. А в связи с тем, что техническая составляющая охранного бизнеса становится все более весомой (четверть века назад основную часть охранных услуг оказывали сторожа с ружьем) и сложной (сравните современный смартфон с сотовым телефоном 10-летней давности), популярность знаний в области новых технических средств охраны будет только возрастать.
-Хотелось бы подробнее узнать о преподавательском составе в Вашей Академии?
- Преподавательский состав Академии сформирован, в том числе, и на основе специалистов-практиков, работающих на рынке охранно-монтажных услуг. Специалисты, которые ежедневно решают практические задачи по монтажу систем безопасности и охране объектов дают слушателям знания, которые незаменимы в текущей деятельности. Техника меняется очень быстро, и нюансов при ее внедрении и эксплуатации очень много, поэтому ежедневная практическая работа с охранными системами и нормативной базой является одним из критериев отбора преподавательского состава. Не менее важно также умение преподавателя работать с аудиторией – педагогические навыки. И здесь нам очень помогло расформирование Новосибирского филиала научно-исследовательского центра «Охрана» МВД России, павшего жертвой оптимизации МВД. Филиал был частью крупнейшего профильного научного центра с 50-летней историей и занимался аналогичной образовательной деятельностью с 2002 года - теперь основная часть учебного отдела Филиала работает в Академии.
- Какова структура подготовки специалистов в институте (Академии)? По каким учебным программам осуществляется обучение?
- Структура подготовки специалистов предусматривает и лекционные часы, и практические занятия и самостоятельную работу. По окончанию курсов проводится итоговая аттестация, на основании которой выписывается документ об образовании. На сегодня доступно 4 основных учебных курса. Однако, помимо основных курсов обучения, где рассматривается различная охранная техника и вопросы нормативно-правового характера, на базе Академии регулярно проводятся семинары по изучению конкретных систем охраны, выпускаемых Российскими и зарубежными предприятиями.
- Представьте, пожалуйста, основные специальности, по которым проводится обучение в Академии Систем Безопасности?
- Самый продолжительный курс обучения – «Организация технической службы охранного предприятия». Это полный курс подготовки дипломированных специалистов в области технических средств охраны. В ходе обучения изучаются следующие дисциплины: охранно-пожарная сигнализация, системы централизованной охраны, охранного телевидения, контроля и управления доступом; интегрированные системы и системы мониторинга подвижных объектов; антикражные системы и системы обеспечения личной безопасности; основы проектирования и монтажа технических средств охраны. Продолжительность обучения: от 3 до 6 месяцев, по окончанию обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
В ходе обучения по курсу «Проектирование, монтаж и
обслуживание охранно-пожарной сигнализации, систем дымоудаления и
молниезащиты» рассматриваются вопросы проведения электромонтажных
работ, нормативно-техническая база проектирования, монтажа и
эксплуатации технических средств охраны и охранно-пожарной
сигнализации, изучается техническая эксплуатация средств охраны,
пожарной, охранно-пожарной сигнализации, систем дымоудаления,
молниезащиты, оповещения и эвакуации при пожаре. Продолжительность
обучения: 130 часов, по окончанию выдается свидетельство о повышении
квалификации.
Курс «Интегрированные системы безопасности и охранного
телевидения» подразумевает изучение систем видеонаблюдения, построение
систем контроля и управления доступом, интегрирование систем управления
доступом в общую систему обеспечения безопасности объекта, антикражные
системы радиочастотной идентификации. Продолжительность обучения: 102
часа, по окончанию выдается свидетельство о повышении квалификации.
Курс «Интегрированные системы безопасности и охранного телевидения» подразумевает изучение систем видеонаблюдения, построение систем контроля и управления доступом, интегрирование систем управления доступом в общую систему обеспечения безопасности объекта, антикражные системы радиочастотной идентификации. Продолжительность обучения: 102 часа, по окончанию выдается свидетельство о повышении квалификации.
По всем курсам предусмотрены очная, очно-заочная, и заочная (дистанционная) формы обучения.
Рассматриваемые в ходе курса «Системы централизованного наблюдения и мониторинга подвижных объектов» вопросы касаются охранных систем передачи извещений, эксплуатации оборудования пультов централизованного наблюдения, организации радиосвязи между центрами мониторинга объектов и подразделениями реагирования, систем спутниковой навигации, систем позиционирования, организации мониторинга и охраны автотранспорта. Продолжительность обучения: 102 часа, по окончанию выдается свидетельство о повышении квалификации.
-
Какие виды практик проходят студенты в процессе обучения?
- В ходе обучения в Академии предусмотрены практические занятия на действующем оборудовании, которые позволяют слушателям под наблюдением опытных преподавателей осуществлять самостоятельную настройку и программирование систем охраны. С учетом того, что продолжительность очного обучения по большинству курсов составляет около двух недель, более широкой практики, к сожалению, не предусмотрено. Однако, в дальнейшем мы оказываем содействие нашим слушателям и консультируем их, если у них возникают какие либо вопросы уже в процессе основной работы.
- Какой документ будет выдан после прохождения обучения в СибАСБ?
- По окончанию обучения в Академии, в зависимости от курса выдается либо «Диплом о профессиональной переподготовке», либо «Свидетельство о повышении квалификации». Оба этих документа являются документами об образовании, что очень важно, так как, например, при лицензировании организации, различного рода свидетельства и сертификаты, выданные общественными организациями, не имеющими права вести образовательную деятельность, недействительны (поэтому лучше перед обучением проверить приложение к лицензии образовательного учреждения – там указывается перечень образовательных программ). Соответственно, человек, имеющий на руках именно документ об образовании, при трудоустройстве будет иметь неоспоримое преимущество.
- Обучение в Академии ведется на очной, очно-заочной и заочной (дистанционной) формах. Насколько, на Ваш взгляд, эффективно дистанционное обучение?
- Да, проблема качества обучения дистанционным методом существует. Ничто не заменит личного общения с преподавателями и обмен опытом с коллегами по роду деятельности. А что делать тем, кто проживает в других городах, отдаленных поселках, либо просто загружен работой настолько, что нет времени пройти очное обучение? Для этой категории слушателей в Академии функционирует сайт дистанционного обучения, и в режиме реального времени организован контроль качества учебного процесса. Происходит это следующим образом – слушателю предлагается небольшой раздел материала для изучения, после чего он проходит электронное тестирование на знание изученного. Если результат теста отрицательный – подключаются наши консультанты и подробно объясняют материал, вызвавший затруднение. После этого тест сдается повторно, и так до тех пор, пока не будет достигнут положительный результат. Только после этого программа сервера позволяет перейти к изучению следующего раздела учебного материала. Итоговая аттестация при этом подразумевает успешную сдачу всех контрольных тестов - таким образом налажен автоматизированный и объективный контроль качества обучения. Да и наши консультанты могут точно определить, какой конкретно материал требует более подробного разъяснения именно этому слушателю. Отлаженная таким образом система делает процесс дистанционного обучения достаточно эффективным.
- На сайте академии представлена информация о Вашем тесном сотрудничестве с производителями систем безопасности и силовыми структурами, какие дополнительные возможности это даёт для студентов?
- Это позволяет давать слушателям Академии самую свежую информацию о новинках охранной техники, и что гораздо более важно – в учебном процессе принимают личное участие представители предприятий, которые досконально знают все особенности новой техники. На базе Академии функционируют также совместные с предприятиями центры подготовки специалистов по конкретным охранным системам – например по продукции «Аргус-Спектр», «Сибирский Арсенал», «ВЕРСЕТ» и ряда других производителей. В ходе обучения предусмотрены выездные мероприятия, на которых слушатели знакомятся с практической работой крупных предприятий и получают дополнительные знания по системам охраны из первых рук.
- Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах развития Академии.
- Планы огромные, но основные направлениями развития связаны с общим техническим прогрессом и внедрением новых обучающих технологий. Будем создавать новые образовательные центры с ВУЗами и предприятиями, сотрудничать со всеми, кому необходимо качественное методическое и техническое сопровождение продукции в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Будем вводить новые учебные программы, курсы и семинары, совершенствовать и корректировать с учетом развития техники старые. В рамках научно-исследовательской работы будем проводить разработки интерактивных обучающих стендов, пособий и учебных программ – на наш взгляд, за этим будущее…
- Благодарим за беседу и полезную информацию для гостей нашего портала, до свидания.
- Всего доброго, спасибо Вам за интерес к Академии, мы всегда открыты для сотрудничества.
Оригинальный текст интервью размещен на http://secandsafe.ru/intervyu/nauka_o_biezopasnosti